ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА ЖИЗНИ»:
ОТ ИДЕИ – К РЕАЛИЗАЦИИ
В.В. Плешков,
кандидат филологических наук,
директор МОУ СОШ №49 г. Липецка
Современная российская школа страдает множеством болезней, порожденных кризисным состоянием общества, не имеющего пока какой бы то ни было внятной перспективы развития. Внимательно и взыскательно анализируя происходящее «изнутри», нельзя не отметить всепоглощающую эпидемию формализации – как самого образовательного процесса, так и отношений между его участниками. Содержание образования оказывается чем-то второстепенным (то, чему учить, что воспитывать в ребенке), на первый план выходит форма (то, как учить и воспитывать, как образом отчитываться за обучение и воспитание). За новыми методиками, оригинальными приемами, супермодными техническими средствами обучения (вроде компьютеров и интерактивных досок), всевозможными «ненаглядными пособиями» порой не видно человека, личности – ни ученика, ни учителя. Формально выстроенные отношения между обучающими и обучающимися приводят к тому, что одни и другие раз и навсегда усваивают определенные, навязанные современной школой социальные роли, «исполняемые» все также формально. Вот и получается, что в «школьном театре» нашего времени, как правило, неуспешны и несчастны все – и «актеры» (дети), и «режиссеры» (взрослые).
Формализованная школьная система не оставляет ни ребенку, ни педагогу возможностей для развития, творчества. Даже там, где о таких понятиях много говорят, воспринимают их, прежде всего, как формальные, а не содержательные достижения. Нынешняя «школа формализма» губит в юном человеке самое важное – способность быть искренним в отношениях, сочувствовать и сопереживать, умение самовыражаться и заинтересованно воспринимать иную личность.
Дети, пытающиеся «выломаться» из искусственной, насквозь пронизанной фальшью школьной среды, известны как «хулиганы», «возмутители спокойствия», «трудные», «проблемные». Большинство вынуждено смириться с общепринятыми формализованными моделями мышления и поведения, меньшинство же оказывается изгоями. Впрочем, ни тем, ни другим от этого не легче. А хуже всего – обществу в целом, которое не получает из школы «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» и в результате лишается интеллектуальной и духовно-нравственной перспективы.
В «школе формализма» не только создается угнетающая творческие способности ребенка опустошенная, «обезлюбленная» психологическая атмосфера, но и, по сути, отрицается какая-либо практическая направленность образования, что приводит к незаинтересованному участию детей в процессе обучения и воспитания. Нет заинтересованности – нет и высоких результатов. Интересным же для детей может стать лишь такое знание, которое применимо на практике и (или) осознается как таковое. Причем даже насыщение образовательной деятельности разнообразными средствами мультимедиа приносит только кратковременный успех. Самые современные информационные технологии быстро приедаются, становятся обыденными и скучными, если в них не вкладывать содержательного смысла.
Чтобы существенно повысилось качество образования, современная школа должна стать психологически комфортной и интересной для ребенка. Осознание и принятие этого толстовского принципа обучения, воспитания и развития подрастающего поколения двигало нами в ходе выработки концепции «школы жизни», способной и призванной заменить собой торжествующую пока «школу формализма». Механизмом реализации указанной концепции в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №49 г. Липецка стал образовательный проект «Школа жизни».
Идейно-философская установка, лежащая в основе нашей концепции (и, соответственно, одноименного проекта), состоит в том, что от формализованного педагогического воздействия на ребенка школа должна перейти к образовательному взаимодействию с ним. При этом необходимо, чтобы цель такого взаимодействия отчетливо осознавали его главные стороны – ученик и учитель. Целью подобного образовательного взаимодействия, по нашему мнению, является оптимальная и максимально полная (насколько возможно для каждого ребенка с учетом его психофизиологических особенностей) социализация подрастающего поколения, что предполагает достижение такой степени развития личности, при которой данный человек может уже рассматриваться как вполне самостоятельный социальный субъект. Социальная самостоятельность рассматривается нами в четырех своих проявлениях: а) самостоятельность восприятия, б) самостоятельность мысли, в) самостоятельность действия, г) самостоятельность ответственности.
«Школа жизни» – это личностная школа, открытая обществу, в отличие от традиционной «школы формализма», которая, подавляя личность, защищается от социума всеми возможными способами, очевидно, опасаясь, что в результате разнообразных контактов с ним может обнаружиться ее «искусственная» сущность. Наш образовательный проект стартовал посредством проведения ряда акций, «открывающих» школу обществу. На «Уроке успеха» своими жизненными достижениями с нынешними старшеклассниками поделились выпускники разных лет. Обычные (а не заранее подготовленные) уроки были объявлены абсолютно открытыми для каждого родителя, при этом ежемесячно организованы специальные «Родительские субботы», когда порой в классах даже не хватает стульев – так много мам и пап, желающих посмотреть, чему и как учат их детей. Редких гостей школы – родителей и прочих старших родственников мужского пола – мы собрали для серьезного разговора на конференции отцов. Регулярными у нас стали концерты, которые дают ведущие профессиональные творческие коллективы города. В школу пришли сразу несколько десятков студентов педагогического вуза на ознакомительную практику – они придумали и провели вместе с детьми множество увлекательных внеклассных мероприятий. Так, шаг за шагом, школа оживала, в ней постоянно происходит что-то новое, интересное, привлекающее внимание и обучающихся, и их родителей.
Следующим этапом реализации проекта «Школа жизни» стало расширение спектра дополнительных образовательных услуг, предлагаемых детям как на бесплатной, так и на платной основе. Теперь у нас несколько внештатных педагогов – по экологии, филологическим наукам, исторической реконструкции, различным видам спорта, художественной обработке древесины. Их занятия востребованы обучающимися, а порой вместе с ними в работе объединений дополнительного образования участвуют и родители.
Основное содержание проекта реализуется в ходе уроков с участием специалистов из разных сфер деятельности, приглашаемых педагогами школы. В текущем учебном году их состоится более сотни. Принципиально важно, что учителя не приспосабливают тему урока к привлеченному гостю, а подбирают приглашенного с учетом задач образовательной программы и его возможностей внести свой вклад в обучение, воспитание и развитие детей. Гость становится «соучителем», предлагает практические подходы к изучаемому материалу. У детей появляется возможность проверить школьную теорию жизненной практикой, ощутить реальную значимость получаемых знаний для самостоятельного взрослого существования. К тому же каждый такой «гостевой» урок – своеобразный «урок-вспышка», яркое событие в жизни учеников (встреча с новым интересным взрослым), что также значительно повышает их заинтересованность в изучении предмета.
Среди наших «соучителей» – ветеран-метеоролог, принявшая участие на уроке географии в обсуждении проблемы глобального потепления. На урок литературы пришел православный священник, чтобы высказать свои соображения относительно философской проблематики изучаемого произведения. Урок обществознания на тему «Власть и бизнес» превратился в своеобразную пресс-конференцию с известным депутатом областного Совета и одновременно – крупным предпринимателем. Удивил неожиданным поворотом урок немецкого языка, где побывал… инспектор ГИБДД. Впрочем, все вполне объяснимо – по программе изучалась тема «Правила дорожного движения». Урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Поговорим о болезнях» дали сразу четыре мамы учеников – специалисты в области медицины: врач, фармацевт, медсестра и фельдшер. А на уроке физической культуры дети благодаря приглашенному профессиональному хореографу не только сделали свои первые вальсовые шаги, но и попробовали исполнить этот восхитительный танец.
Образовательный проект «Школа жизни» еще не осуществлен полностью. Хотя удастся ли его когда-нибудь завершить?! Вряд ли, ведь жизнь-то не кончается. А значит, жизненный подход к образовательному процессу будет по-прежнему востребован – в интересах детей и всего общества. Он позволит гармонизировать отношения школы и социума, сформировать множественные горизонтальные социальные связи и эффективно включить партнерские организации и отдельных граждан в образовательную деятельность.
|
!-->!-->